Маркировка 2021: все, что нужно знать
На протяжении последних лет в России проводятся пилотные проекты по маркировке продукции из различных категорий. Многие группы после положительных результатов тестирования перешли в разряд товаров, подлежащих обязательной маркировке. Среди запущенных проектов к концу 2020 года числится обувь, лекарственные препараты, легкая промышленность, парфюмерия и шины.
К экспериментальным группам на сегодняшний день относятся минеральная и питьевая вода, молочная продукция, кресла-коляски, велосипеды и рамы, курительные смеси и др.
Какие группы товаров подлежат обязательной маркировке?
Этапы внедрения маркировки товаров в 2021 году


*Добровольная маркировка – переходный период, который дает возможность предпринимателям подготовиться непосредственно к процессу перехода к обязательной маркировке товаров.
Сроки маркировки остатков
Группа
|
Срок маркировки остатков
|
Табак
|
01.12.2020г
|
АТП
|
01.07.2021г
|
Лекарственные препараты
|
КМ нет, до истечения срока годности
|
Обувь
|
01.09.2020г
|
Духи и парфюмерия
|
01.11.2021г
|
Фототовары
|
01.12.2020г
|
Шины
|
01.03.2021г
|
Молоко
|
01.09.2022г – запрет оборота;
Остатки – КМ нет, до истечения срока годности
|
Как получить код маркировки товара
Что нужно для внедрения системы маркировки
1. Следует проверить ПО кассы и при необходимости его
обновить.
Два ключевых момента, на которые следует обратить внимание, – поддерживает ли ПО маркировку и есть ли интеграция по передаче КМ в используемую онлайн-кассу.
2.
Зарегистрироваться в системе маркировки;
3. Провести
обучение сотрудников;
4. Получить
ключ электронной подписи;
5. Настроить
электронный документооборот.
6. Купить или обновить оборудование для работы с маркированными товарами;
Какое оборудование необходимо для работы с маркированными товарами
1.
Онлайн-касса
2.
2D-сканер штрих-кода
3.
Принтер-этикеток
4.
ТСД
Новые послабления
С начала 2021 года снят мораторий на проведения проверок ФНС и Роспотребнадзором, но в
Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020г №2464 приведены смягчающие правила маркировки товаров.
До 1 апреля 2021 года участники оборота легкой промышленности, парфюмерии и шин освобождаются от ответственности за корректность предоставляемых ими сведений в информационную систему мониторинга. Таким образом, у предпринимателей появится возможность адаптироваться к новому порядку и минимизировать ошибки.
При этом сохраняется ответственность за полноту и своевременность предоставления сведений, а так же за отсутствие маркировки, если она предусмотрена для данной группы товара.
До 1 января 2022 года участники оборота легкой промышленности, парфюмерии, шин и фототехники получили отсрочку на обязательное использование ЭДО. Они могут предоставить данные напрямую.
Нюансы по отдельным отраслям
Общее
Агрегация товаров (процесс объединения товаров в транспортную упаковку товаров) – код агрегата (SSCC) формируется по правилам GS1 в любом ПО, описывается в ГИС МТ с указанием КМ. Для молока код агрегата может быть произвольным.
Б/у товары не маркируются, но на них должен быть сертификат, в котором указан процент изношенности.
При дистанционной торговле или торговле по образцам вывести товар из оборота надо до даты фактической передачи товара потребителю.
Парфюмерия
Тестеры от производителя не маркируются. Тестеры из обычной продукции нужно вывести из оборота и только после этого использовать в качестве тестера. Продажа такой продукции запрещена.
Легкая промышленность, фототехника, парфюмерия
Комплект создается производителем, набор – любым участником оборота товара.
Комплекты и наборы могут не маркироваться при прохождении таможни, но товары внутри комплекта или набора подлежат обязательной маркировке.
Лекарственные препараты
Аптеки и медучреждения могут выводить лекарства из оборота через кассы и регистраторы выбытия сразу после уведомления системы о поступивших к ним препаратов.
До 1 июля 2021 года при обороте и при ввозе лекарств на территорию РФ участники не обязаны дожидаться от поставщиков подтверждения приемки препаратов. Они могут самостоятельно оприходовать товар и проводить дальнейшие действия с лекарствами.
До 1 февраля 2021 года вводится дополнительное упрощение:
- производители обязаны наносить коды маркировки на препараты, аптеки – сканировать их на кассе.
- обязанность по подаче сведений в систему для участников оборота сохраняется в полном объеме, но участник имеет право проводить дальнейшие операции с товаром, если не получил из системы ответа об успешной обработке данных в течение 15 минут.
В связи с эпидемиологической обстановкой и повышенным спросом на лекарства ЦРПТ принял решение выдавать и прослеживать коды маркировки на все лекарственные препараты, произведенные с ноября 2020 года до февраля 2021 года, на безвозмездной основе.
Молочная продукция
При продаже продукции на развес необходимо вывести ее из оборота в течение 3-х рабочих дней после первого факта разделения продукции на части.
Маркировке не подлежит:
- молочная продукция, упакованная непромышленным способом в организациях розничной торговли;
- детское питание для детей до 3 лет;
- специализированное диетическое лечебное питание;
- диетическое профилактическое питание;
- молочная продукция весом 30 грамм и менее.
Штрафы и санкции
Штрафы за нарушение правил маркировки прописаны в статье
15.12 Кодекса об административных правонарушениях.
1. Отсутствие кода в товарном чеке:
Юридическое лицо и ИП 5 000 – 10 000 т.р.
Должностные лица 1 500 – 3 000 т.р.
2. За отсутствие маркировки на товаре:
Юридическое лицо и ИП 50 000 – 300 000 т.р.
Должностные лица 5 000 – 10 000 т.р.
Физические лица 2 000 – 4 000 т.р.
В случае нарушения товар конфискуют.
За нарушения при особо крупном размере продажи может наступить уголовная ответственность.